суббота, 4 сентября 2010 г.

Притча о колючках

Хочу поделиться с вами одной очень, на мой взгляд, красивой метафорой, услышанной от Натальи Качановой на одном из тренингов на Алтае.

Представьте, что вы родились и живете на поле, где растут одни колючки. И отец ваш, и дед, и прадед все они тоже жили на этом поле. Пока вы молоды, полны сил и энергии, вам хочется двигаться, бегать, играть. Вы мало обращаете внимание на боль. Но однажды, боли становится много. И кто-то мудрый из вашей семьи говорит вам, что научит жить, причиняя себе как можно меньше боли.

Для этого нужно всего лишь двигаться осторожней, медленней, не делать резких движений. И вы говорите: «как здорово, можно жить без боли». Но совсем без боли жить нельзя, потому, что совсем не двигаться вы не можете.

Но вам становиться скучно. И время от времени, вы говорите себе: «да пошло оно все …». И начинаете бегать по полю, как сумасшедший, не обращая внимания на колючки. А люди смотрят и не понимают, зачем вы это делаете. Для чего вы причиняете себе столько боли. И когда проходит адреналиновый шок, вы смотрите на свое окровавленное, исцарапанное тело, возвращается чувствительность. А с ней жалость к себе. И вы клянетесь себе никогда не делать так больше.

И вот однажды, вы слышите, что на другом конце поля кто-то кричит: «Как это прекрасно!». Вы удивляетесь, тому, что кто-то научился видеть в колючках что-то прекрасное. И вы решаете научиться этому и идете к тому месту. И видите, что на одном участке растут розы. И так же, как и другие люди, которые смотрят на этот участок, восклицаете: «Как это прекрасно!».

Вы можете не только любоваться розами, понюхать их. Тот человек, который вырастил эти цветы, может подарить их вам. Вы счастливы, берете розы в охапку. Но вы не заметили, что человек обращался с цветами очень осторожно. Он знал, как их срезать, как правильно завернуть эти розы в бумагу, так, чтобы не уколоться о шипы. Но в момент восторга вы не замечаете этих нюансов.

Вы бежите с охапкой роз к своим близким. Прибегаете, выкладываете их им. Говорите: «Вот, мол, есть место прекрасному, среди всех этих колючек». Ваши близкие кинулись к этим цветам, стали брать их, но тут, же укололись и испытали боль. И стали говорить вам: «Что ты нам принес? Это обман! Это такие же колючки, как и все остальные! Это только снаружи они такие красивые, скоро они завянут и останутся одни лишь ужасные колючки. Тебя обманули!»

И вы идете опять к тому человеку и высказываете ему все, что вы слышали от своих близких. А он показывает вам, как нужно правильно обращаться с этими цветами. Вы бежите к своим и рассказываете им, что нужно делать с розами - нюхать их сверху, но не разворачивать бумагу.

Но цветы вянут и близкие говорят вам: «Ну и что? Где твоя красота? Тебя обманули! Что, опять побежишь за цветами?». И вы понимаете, что вы в ловушке, вы можете всю жизнь так бегать. Идете к тому человеку и просите его, чтобы он научил вас выращивать эти цветы. Человек этот очень добрый, дает вам целый куст с корнями и объясняет, как посадить его у себя на участке.

И когда вы бежите с этим кустом к себе мимо других участков, то краем глаза цепляете участок, на котором какой-то человек что-то делает со своими колючками. Но вам сейчас не до этого, вы бежите и сажаете розы у себя. И счастливы – вы можете наслаждаться этими прекрасными цветами всегда и не поранить себя.

Теперь у вас есть и розы и колючки. И тут вы вспоминаете тот участок, на котором какой-то странный человек что-то делал со своими колючками. Бежите к нему и видите, что у него уже половина участка освобождена от колючек. А этот странный человек спокойно, с улыбкой вырывает их. Вырывает и выбрасывает. Вы счастливы, у вас инсайд! Вы знаете, что делать с колючками! Несетесь к себе и удаляете все сорняки. И вы идете к другим людям и несете эти знания, о том, что надо делать с колючками.

И однажды, вернувшись к себе, видите, что ваш участок опять весь в колючках. Вы в недоумении, вы же вырвали все колючки! Идете опять к тому человеку, и смотрите, как он это делает. А он оказывается, не просто вырывает растение, а очень аккуратно берет его у самого основания, и мягко-мягко вытаскивает вместе с корнем, чтобы не один корешок не оставался в земле.

Сейчас вы знаете, в чем была ваша ошибка – вы рвали лишь верхушки, в то время, как корни оставались в земле. И очень скрупулезно вы удаляете все колючки вместе с корнями. Все, теперь у вас только розы. И вы идете рассказать об этом людям.

Возвращаетесь, а розы разрослись и заняли весь участок. Люди вокруг стоят, и восклицают: «Как это прекрасно! Как здорово ты живешь!». Они видят только цветы. А ты стоишь и не можешь пошевелиться, потому, что розы – это тоже колючки. Ты криво улыбаешься, и говоришь: «Да, я замечательно живу, да я познал истину». Но где-то внизу, очень глубоко, лежит осознание того, что, да, я избавился от колючек, но не избавился от страдания.

Вы идете к тому человеку, и внимательно наблюдаете за ним. И замечаете, что он одинаково относиться как к колючкам, так и к розам. Потому, что роза – это всего лишь цветущая колючка. И когда он доходит до куста роз он также, с улыбкой вытаскивает его и спокойно выбрасывает.

Вы возвращаетесь к себе и понимаете, что жить так больше нельзя. Вы – заложник желания нюхать розы, а потому всегда будете чувствовать боль от колючек. И, наконец, вы решаетесь, и вырываете все розы. Наконец, вы ощущаете свободу, вы ходите по своему участку, вас ничто не колет, вам ничего не мешает! Вам радостно не от того, что вы смотрите на прекрасное, а от того, что вы чувствуете себя свободным! И вы идете нести эту истину людям.

Возвращаетесь, а участок зарос и розами и колючками. И вы понимаете, что вы отличаетесь от того человека тем, что вы занимаетесь этим только раз от раза, а он, сколько бы вы не проходили мимо его участка, постоянно копошиться на нем, постоянно. И дойдя до конца, начинает, все сначала, сантиметр за сантиметром. Вы понимаете, почему его огород такой чистый – потому, что он удаляет все в виде семян, не давая им прорасти.

Приходите домой, и начинаете кропотливую работу по удалению семян привязанности, работаете над влечениями и отвращениями. Но приходит сосед, и говорит, что вы занимаетесь ерундой, тратите время. Вы начинаете доказывать ему, что вы правы, что вы свободны, что вы хорошо живете. Так вовлекаетесь в этот спор, что не замечаете, как он бросает в ваш огород семена агрессии, злобы, зависти. Вы решаете доказать ему, что он не прав. И уходите с огорода, возвращаетесь, видите, что опять все в колючках.

И тут вы понимаете, почему тот человек делал свою работу с таким спокойствием и с улыбкой, – какая разница, что скажут люди? Влечение – отвращение. Влечение – отвращение. И, наконец, ты решаешься, и задаешь ему вопрос: «Почему ты не пойдешь и не научишь этому других?». На что он отвечает: «Нельзя научить этому, можно, лишь показать на своем примере, каким может быть свой участок. Можно пригласить человека к себе, чтобы он увидел, как ты живешь в мире, свободе и спокойствии. И, может быть, он захочет понаблюдать, как тебе это удается. И, может быть, они захотят сделать это со своей жизнью. Не надо ходить проповедовать, нужно освободить себя и подождать. А вдруг кто-нибудь захочет стать освобожденным?».

Тогда вы возвращаетесь на свой участок, и начинаете освобождать его от зерен, которые всегда есть на вашем участке. И даже если кто-то приходит к вам и бросает свои зерна, вы также, спокойно, с улыбкой выбрасываете и их. Потому, что вы можете делать эту работу каждый день.

И однажды вы увидите, как молодой человек с охапкой роз, с расширенными глазами стоит и смотрит на ваш чистый участок и, счастливый, убегает. А вы понимаете, что у него впереди еще долгий путь осознания того, как стать свободным.

2 комментария:

  1. Ян, какая интересная притча про колючки! А ведь и вправду, в нашей жизни бывает слишком много колючек, избежать которые практически невозможно, но можно изменить отношение к ним или удалить их!
    Интересно было бы знать, Ян, что ты считаешь колючками в твоей жизни и как ты их "вырываешь"?

    ОтветитьУдалить
  2. Привет, Наталья! В буддизме эти колючки называются "санскарами". Это некое состояние или переживание, которое по некоторым причинам не было пережито до конца. Это может быть с равным успехом, как болезненное переживание, так и приятное ощущение. Так могут образоваться всяческие болезни, как физические, так и психологические. Вспомни, как часто нам говорили в детстве, что чего-то делать нельзя. Причем ответы на вопрос «почему», довольно часто были очень расплывчатыми, и не понятными для нас. Для того чтобы избавиться от дискомфорта, вызванного этими санскарами, нужно пережить эти состояния до конца. А для этого нужно просто понаблюдать за ними. Беспристрастно, равностно. Дать им зародиться, достигнуть своего апогея, и умереть. И находясь в состоянии наблюдения, мы избавляемся от этих не очень приятных ощущений, потому, что теперь мы знаем их природу. А поэтому умеем управлять ими.

    ОтветитьУдалить